Производство поддонов

Востребованное на сегодняшний день производство поддонов из дерева, широко применяемых для перемещения разнообразных грузов, как в России, так и за рубежом были начато ещё в первой половине 20-того века. Изначально стандартные размеры паллет увязывались с габаритами ж/д вагонов, поскольку в то время это был основной способ осуществления грузоперевозок. В наше время эти стандарты также не утратили своей актуальности.

Основные для российской территории размеры поддонов — 1200 на 1000 и 1200 на 800мм связаны всё с теми же европейскими ж/д стандартами. Помимо названных видов паллет в последнее время используется множество иных габаритов деревянной тары, отвечающих потребностям конкретных видов производств. Их конструкция и размеры напрямую зависят от размеров, веса и особенностей продукции, для коей будут использоваться паллеты. В Америке производство поддонов насчитывает около полусотни видов, а в России существует всего десять стандартов.

Конструкция поддона любых размеров, в принципе, похожа. Он состоит из нижних досок, специальных опорных шашек – с их помощью паллета транспортируется на гидравлической тележке и берётся погрузчиком — и поперечно идущих досок, на которые прикрепляется деревянный настил, на него-то и укладывается груз. От предназначения поддона зависят размеры используемых досок — их толщина, ширина и даже количество.

Исходными полуфабрикатами для изготовления поддонов становятся обрезная доска, а также брус необходимого сечения из хвойных, либо лиственных пород деревьев. Применяемые доски, как правило, хорошо просушиваются, поскольку непросушенная древесина может быстро посинеть. На производстве поддонов в качестве сырья порой используются мягкие породы древесины, ввиду её невысокой стоимости. Такая тара считается невозвратной и имеет несколько упрощённую конструкцию, а поднимается она с двух сторон. Отечественные производители выпускают и паллеты, изготавливаемые из более ценной и качественной древесины. Они поднимаются с 4-ырех сторон, являются более дорогими в производстве и, как правило, рассчитаны на многократное использование. Естественно, что цена такой тары будет несколько выше одноразовой. Кроме того, стоимость обычно зависит и от грузоподъёмности паллеты, а также наличия нижней обвязки, придающей дополнительную жёсткость.

Для производства поддонов традиционно используется 4-ре способа. Наиболее простой и дешевый — из отходов, остающихся после производства делового леса, когда паллеты собираются ручным способом при помощи молотка. Такие поддоны получаются довольно недорогие, однако, низкого качества, с нарушенной геометрией и допусками.

Ещё один способ – применение пневмоинструмента. В таком случае поддоны также собираются вручную, однако с использованием пневматических молотков, что позволяет несколько автоматизировать и ускорить процесс их изготовления. Минус такого рода сборки всё тот же: отсутствие точности соблюдения размеров и невысокая прочность.

3-етий способ производства поддонов наиболее распространен в Европейских странах. Паллеты из дерева изготавливаются на полуавтоматических станках. Доски укладываются в специальные металлические клише, которые наполняются вручную, а гвозди забиваются в автоматическом режиме. Этот способ обеспечивает соблюдение всех допусков по размерам.

Высшей ступенью в технологии изготовления паллет считается полностью автоматизированная линия. Руками на ней лишь загружаются заготовки – брус с досками. Технологическая линия самостоятельно нарезает, поворачивает и сколачивает, после чего складирует поддоны, сматывая их лентой и выкатывая готовые изделия на погрузку.

Сегодня заводы, занимающиеся производством поддонов из дерева, пользуются в основном полуавтоматическими и автоматическими линиями. Впрочем, в России, ввиду дешевизны ручного труда в сравнении с Западом ещё существуют производства, на которых паллеты собираются и сколачиваются вручную. Конечно, качество продукции в этом случае снижается, ведь сложно выдержать установленные размерами допуски. Поддоны, которые собраны на автоматизированном производстве заметно отличаются от сделанных вручную хотя бы тем, что автомат качественно «утапливает» гвоздевые шляпки (в соответствии с имеющимися ГОСТами) и использует только резьбовые спецгвозди. Такие гвозде-саморезы прочней держаться в доске. Так как поддоны при эксплуатации испытывают весомые нагрузки, простые строительные гвозди вполне могут вылезти из досок, после чего поддон утратит прочность, и груз может оказаться повреждённым.

На территории России производство поддонов из дерева регламентируется 2-умя основными документами: ГОСТом 9078–84 и ГОСТом 9557–87, определяющими допуски, толщину, припуски, число гвоздей и т.д. При этом, надо сказать, очень долгое время к паллетам, производимым на российской территории не предъявлялось серьёзных требований, которым должна соответствовать тара международного образца.

Так, на поддон, сделанный в Европе, наносятся два клейма – это EUR и EPAL. 1-вая метка EUR свидетельствует о месте производства, а 2-рая – EPAL, говорит, что поддон выпущен в соответствии с нормативами, установленными паллетной ассоциацией Европы. При этом на центральной шашке тары ставят ещё одно спецклеймо в том случае, если поддон подвергся фитосанитарной обработке по стандарту ISPM15. На нем указывается название партии, способ обработки, страна-производитель. Без прохождения такой обработки при производстве поддонов не пройти карантинный контроль на таможне.

 

 

Деревянный поддон

Не секрет, что для того чтобы ваше предприятие процветало и богатело, весь рабочий цикл на нём нужно оптимизировать: начиная от приемки сырья и завершая складированием товара на спецподдоны с последующей отгрузкой клиентам. Перед перемещением продукция чаще всего укладывается на пластиковый или деревянный поддон и в последствие с легкостью перемещается гидравлическими тележками или вилочными погрузчиками. Плоские поддоны из дерева с окнами в нижнем настиле, получившие наибольшее распространение в России, в последние годы являются неотъемлемой частью любого производственного и транспортировочного процесса.

Независимо от габаритов и назначения конструктивно паллета (другое название поддона) состоит из досочного настила, опорных шашек, соединяющих поддон и делающих возможным зацеплять его вилами погрузчика, либо гидравлической тележки, а также поперечных досок, скрепляющих деревянный настил. На верхний досочный слой и укладывается груз. В зависимости от конкретного назначения деревянного поддона настилочные доски различаются по своей ширине, толщине и числу.

Международные стандарты установили следующие типоразмеры деревянных паллет: 80 на 120, 100 на 120, 120 на 120см.

Поддоны 80 на 120см. Их конструкция определяются европейскими стандартами, потому на территории России их зачастую называют европаллеты, либо европоддоны. Состоят они из верхнего настила — на него укладывают грузы; 9-вяти кубических брусков (так называемых «шашек»), обеспечивающих удобный заход вил погрузчиков с любой стороны тары; продольных балок — горизонтальных элементов для соединения древесных кубиков; и нижнего настила, придающего всей паллете дополнительную прочность, а также распределяющего вес грузов по всей поверхность в ходе процесса штабелирования.

Поддоны 120 на 100см. Подобные деревянные поддоны называются ещё FIN-паллеты. Такая тара способна выдерживать нагрузку до полутора тысяч килограмм. При этом расстояние меж досками не должно быть более 5-ти сантиметров. Как правило, доски настила меж собой соединяют 3 поперечные планки. Сам настил стоит на 9-яти кубических брусках, чей размер 78 на 100 на 100мм.

Поддоны 120 на 120см. Паллеты такого рода наиболее удобны для перевозки бочек, хотя могут применяться и для иных товаров. Они не слишком распространены на российской территории и чаще всего производятся под заказ.

Деревянный поддон любого размера предназначен для обеспечения защиты груза от неблагоприятного воздействия извне, а также для обеспечения максимального удобства погрузочных и разгрузочных работ, транспортировки, складирования. При этом грузы, которые помещаются на паллету, могут быть упакованными в термоусадочную плёнку или же привязаны специальными крепежными лентами.

На сегодняшний день поддоны используются почти везде, где происходит перемещение товаров и неких крупногабаритных материальных ценностей. На рабочих местах на заводах и в цехах, на предприятиях, где постоянно транспортируются некие материалы, на оптовых складах и в товаропроводящей сети, доводящей грузы до конечного потребителя; в системах утилизации отходов производства… Именно на деревянных поддонах перевозится сырье, материалы, топливо, товары общественного потребления, полуфабрикаты и иные виды грузов, что позволяет оптимизировать производственную деятельность самых разных предприятий и организаций в процессе доставки их продукции потребителям.

Эффективность применения паллет из дерева более чем очевидна:

сокращается простой ж/д вагонов в два раза, а автомобилей, выполняющих грузовые операции, в пять раз;

раз в 5-6 уменьшатся стоимость переработки тонны груза;

повышается производительность труда рабочих;

эффективность использования складов вырастает в полтора раза;

уровень сохранности транспортируемых грузов оказывается на должной высоте.